Банкир.ру,
23 ноября 2011 г.
Через пять лет страховщики повернутся лицом к клиенту
1078 просмотров
Кто виноват в том, что страховая отрасль не занимает в России такие же значимые позиции, как в других странах, – государство, жадные посредники или нерасторопные страховщики? В каком направлении нужно развиваться отрасли – выстраивать отношения с агентами или налаживать прямые продажи? На эти вопросы попытались ответить участники ежегодного форума топ-менеджеров «Будущее страхового рынка», организованного «Эксперт РА».
Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА», рассказал о результатах очередного исследования рынка. С одной стороны, в 2010 году страховщики получили шанс через введение обязательных видов страхования создать основу для развития добровольных видов страхования. С другой стороны, выросли и угрозы – нестабильность на финансовых рынках, банкротства компаний из топ-40, резкие высказывания о недобросовестности страховщиков со стороны президента. Вокруг страхования создался негативный фон, из-за которого отрасль может растратить потенциал развития, полученный в 2010 году. По мнению Самиева, страховщикам нужно менять модели бизнеса. Все страховщики должны переориентировать свой бизнес на клиентов, найти способ ограничить комиссии посредникам, поддерживать свою репутацию. А надзорным органам необходимо модернизировать регулирование отрасли, ввести МСФО, актуарный аудит, проверять качество активов в неотчетные даты и обновить систему нормативов. Кроме того, требуется создавать систему контроля над страховыми посредниками.
В 2011 году начался рост инвестиционной привлекательности российского страхового рынка. Но пока потенциальные покупатели еще недооценивают стоимость страховых компаний. По оптимистичному прогнозу «Эксперт РА», объем страховых взносов в 2012 году вырастет на 15–20%, по пессимистическому – на 2–6%.
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин назвал одной из основных проблем качество капитала страховых компаний. Уставный капитал не отражает реальность, и компании с капиталом в несколько миллиардов рублей не могут удовлетворить требования на несколько десятков миллионов рублей. Часто страховщик берет на себя слишком большие по объемам риски. ФСФР не нравится ситуация с отчетностью на отчетные даты – она «рисуется». Поэтому будут введены более жесткие требования к качеству активов и к отчетности.
Большая проблема рынка – размер комиссий. При комиссии в 40–50% это уже не страхование, а другой вид бизнеса, не имеющий ничего общего со страхованием, считает Дмитрий Панкин. Размер комиссии нужно будет каким-то образом отрегулировать. ФСФР также беспокоит непрозрачность страховых компаний. У многих из них даже нет сайта. Между тем, страховщики должны раскрывать определенный объем информации о себе и об условиях предоставляемых услуг.
Далее развернулась дискуссия о будущем страхового рынка. Генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев назвал главной проблемой отсутствие стратегии развития страхового рынка в России. Какую роль государство (правительство, аппарат президента, Госдума) отводит страховщикам? Непонятно, что произойдет после вступления в ВТБ – государство хочет видеть российский или иностранный капитал в страховой отрасли? Нужно ставить более прозрачные цели, в том числе в части конкретных изменений регулирования, чтобы всем участником было понятно, в какую сторону двигается рынок.
Надежда Мартьянова, генеральный директор СК «МАКС», высказала мнение, что страховщики должны ориентироваться не на объемы полученных страховых взносов, а не финансовую устойчивость и прибыльность компаний. Объемы наращивать бесполезно: заметных M&A в ближайшие три года все равно не будет, так что надо сосредоточиться на качестве. И, конечно, надо что-то делать с посредниками, которые получают до 40% комиссии.
Председатель совета директоров ВСК Сергей Цикалюк спросил, кто из государственных органов – ФСФР, Минфин, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэкономразвития (МЭР) – реально отвечает за страхование. Цикалюк высказал мнение, что МЭР недостаточно вовлечен в дискуссию о развитии рынка. Рентабельных видов страхования очень мало, и в этих условиях говорить о повышении капитализации страховщиков цинично. В кризис 2008 года Центробанк принял десятки решений и помог банковскому рынку. Страховой рынок получает различные сигналы из разных ведомств.
Арташес Сивков, заместитель генерального директора СК «РОСНО», посетовал, что отношения с посредниками никак и никем не регулируется. В отдельных случаях ФАС влияет на эти отношения, но это очень фрагментарное воздействие. Нужна отдельная площадка, где страховщики, их партнеры и ФАС определят правила игры.
Генеральный директор компании «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов считает, что страховщик может получать прибыль и в том случае, если привлекает различных посредников. Хотя, конечно, проблема существует, и это не только проблема высоких комиссий, но и неурегулированности отношений страховщика, агента и страхователя. Надо четко выстраивать правильную модель с точки зрения расходов и ответственности каждой из сторон.
Александр Григорьев («Ингосстрах») призвал коллег просто не подписывать договоры, в которых предусмотрены комиссии в 40–50%. Это даст незначительное снижение по объему сбора для страховой компании. Но это не вопрос регулирования отрасли.
Сергей Савосин, председатель правления «СГ МСК», считает, что никакие административные шаги не помогут ограничить размер комиссий. При наличии экономического интереса участники рынка их все равно обойдут. Нужно налаживать ответственное управление каналами продаж и не только теми, которые дадут быстрое наращивание объема.
Член совета директоров группы «Ренессанс страхование» Сергей Рябцов высказал мнение, что в следующие 3–5 лет ситуация на рынке заметно поменяется. В топ-10 появятся страховые компании при банках и 3–4 международных игрока. Будут ли частные компании с российским капиталом – вопрос. Вообще же на рынке будет побеждать тот, кто будет ориентироваться на клиента. Пока страховщики спорят о государстве, посредниках и о продуктах, а о клиенте в последнюю очередь. В банках уже сейчас больше говорят и думают о клиентах, чем о продуктах. К этому же придут и страховщики. И наибольшая инвестиционная привлекательность будет у тех страховых компаний, которые ориентируют свои платформы и процессы на клиентов.
На конференции также был проведен опрос топ-менеджеров страховых компаний. Большинство респондентов считают, что в 2012 году рынок вырастет на 10–20%. Половина опрошенных считает наиболее перспективной стратегией развитие корпоративного страхования, а 31% – разработку совместных продуктов с банками и пенсионными фондами. Самым опасным ограничителем для страхового рынка опрошенные считают высокие комиссии. И, наконец, страховщики ответили, что для них страшнее всего демпинг, а не вторая волна кризиса.
Елена БРОДСКАЯ
Вся пресса за 23 ноября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Мероприятия
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 июня 2025 г.

|
|
cbr.ru, 10 июня 2025 г.
Лимит выплаты по европротоколу для аварий с разногласиями увеличивается вдвое

|
|
РИА Новости, 10 июня 2025 г.
Дума вдвое повысила лимит выплат по европротоколу при ДТП со спорами - до 200 тыс. руб.

|
|
РИА Новости, 10 июня 2025 г.
Доля высокоубыточных договоров ОСАГО в проблемных регионах РФ снижается - РСА

|
|
Интерфакс, 10 июня 2025 г.
В Ростовской области от засухи погибло более 500 тыс. га посевов

|
|
Интерфакс, 10 июня 2025 г.
Больше всего убыточных договоров ОСАГО за год зафиксировано в Дагестане и Чечне

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 10 июня 2025 г.
Выплаты по ОСАГО часто не покрывают расходы на ремонт – эксперты назвали причины

|
|
За рулем, 10 июня 2025 г.
Средняя стоимость ОСАГО изменилась в России

|
|
Аргументы и факты-Волгоград, 10 июня 2025 г.
4-й кассационный суд вернул в Волгоград дело о ДТП

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 10 июня 2025 г.
За год рынок страхования в Липецкой области вырос больше, чем на треть

|
|
Регионы России, 10 июня 2025 г.
«Яндекс Маркет» запустил страхование техники с заменой на новую

|
|
ТАСС, 10 июня 2025 г.
В РФ страхование урожая многолетних насаждений выросло в 3,5 раза в 2025 году

|
|
Российская газета онлайн, 10 июня 2025 г.
Госдума одобрила рост выплат по Европротоколу при разногласиях

|
|
Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 10 июня 2025 г.
Увеличивается страховое возмещение при оформлении ДТП по европротоколам

|
|
Липецкие новости, 10 июня 2025 г.
Липчане заключили договоров страхования на 1,8 млрд рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2025 г.
Будущее медицинского страхования: как телемедицина меняет рынок

|
|
Report.Az, Баку, 10 июня 2025 г.
Названа дата окончания срока страхования хлопковых полей в Азербайджане

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2025 г.
S&P отмечает высокую капитализацию и конкурентоспособность ведущих страховщиков региона EMEA

|
 Остальные материалы за 10 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|